~~~


Категории раздела
Аудио [2655]
Скачать аудиозаписи
Аудио+Видео [38]
Скачать аудио + видео
Видео [3542]
Скачать видеозаписи
Новости [36]
Объявления
Другое измерение: НОВОЕ
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА
Календарь
Архив записей




Главная » 2012 » Июнь » 4 » PALIASHVILI Zakaria / ПАЛИАШВИЛИ Захарий – Daisi / Даиси (Сумерки)
17:23
PALIASHVILI Zakaria / ПАЛИАШВИЛИ Захарий – Daisi / Даиси (Сумерки)

PALIASHVILI Zakaria

ПАЛИАШВИЛИ Захарий

(грузზაქარია ფალიაშვილი)

დაისი [Daisi] (opera in 3 acts)

Даиси (Сумерки) (опера в 3 актах)

 


Либретто В. Гуния



Премьера: 19.12.1923, Тбилиси

 


Захарий Петрович Палиашвили (груз. ზაქარია ფალიაშვილი 4(16).8.1871, Кутаиси – 6.10.1933, Тбилиси) – грузинский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист Грузинской ССР (1925). Крупнейший представитель грузинской классической музыки. Отец Палиашвили был певцом церковного хора, четверо братьев и сестра – музыканты. Первоначальным музыкальным образованием обязан своему старшему брату Ивану Петровичу Палиашвили. С 1887 г. жил в Тбилиси, где вступил в грузинский народный хор Л. Агниашвили, в 1895-99 гг. занимался в музыкальном училище по классам теории музыки (у Н.С. Кленовского) и валторны. В 1896 г. начал записывать и обрабатывать грузинские народные песни. В 1900-03 гг. учился в Московской консерватории по классу композиции у С.И. Танеева. Тогда же в Москве Палиашвили создал хор грузинских студентов, исполнявший народные песни, опубликовал сборники народных песен и статьи о народной грузинской музыке. Возвратившись в Тбилиси (1903), развернул многогранную творческую, педагогическую и исполнительскую (как дирижёр и органист) деятельность. Палиашвили преподавал теоретические предметы, руководил хором и струнным оркестром в музыкальном училище и грузинской гимназии, участвовал в организации Грузинского филармонического общества, при котором основал хор и оркестр, был директором музыкальной школы при обществе (1908-17), активно работал в правлении Товарищества постановок опер на грузинском языке, собирал, изучал и записывал народные грузинские песни. В 1910 г. опубликовал "Сборник грузинских народных песен... в народной гармонизации" (40 песен; под псевдонимом Палиев), а также сборник обработок "Восемь грузинских народных песен". После установления в Грузии Советской власти общественная деятельность Палиашвили значительно активизировалась. Он был профессором Тбилисской консерватории (с 1919, директор в 1919, 1923, 1929-32). Годы формирования Палиашвили как музыканта совпали с периодом интенсивного развития национальной литературы и искусства в Грузии, упрочения связей с передовой русской культурой. Наряду с Д.И. Аракишвили и М.А. Баланчивадзе Палиашвили создал новую грузинскую профессиональную музыкальную школу, содействовал широкому развитию музыкальной культуры. Глубоко национальное по своей природе, творчество Палиашвили органически сочетает традиции народной грузинской и русской музыки, а также достижения мирового искусства. Основное место в творчестве Палиашвили занимают оперы. Первая его опера "Абесалом и Этери" (пост. 1919, Тбилиси), написанная по мотивам народного эпоса "Этериани", стала одним из высших достижений национальной музыкальной культуры. Хоры, основанные гл. обр. на величаво-протяжных карталино-кахетинских и сванских песнях, придают ей эпический монументальный характер. Монолитность архитектоники, классическая простота и ясность форм, выразительность психологических характеристик определили художественное значение оперы и её популярность. Опера "Даиси" ("Сумерки", 1923) – лирическая драма, развёртывающаяся на фоне жанровых эпизодов. Наряду с этим в ней ярко воплощены героико-патриотические идеи. В хоровых сценах "Даиси" отражено многообразие жанров и разветвлений грузинского народного искусства (в т.ч. использованы гурийские песенные интонации и ритмы). Палиашвили была написана также героико-патриотическая опера-легенда "Латавра". Среди других произведений Палиашвили – "Грузинская литургия", хоры, романсы. Имя Палиашвили присвоено Грузинскому театру оперы и балета (1937), ряду муз. уч. заведений.



Сочинения: оперы – Абесалом и Этери (либр. П. Мирианашвили, 1919, Груз. т-р оперы и балета), Даиси (Сумерки, по пьесе В. Гуния, 1923, там же), Латавра (по пьесе С. Шаншиашвили, 1928, там же); для солистов, хора и орк. – Торжественная кантата (к 10-летию Октябрьской революции, сл. Шаншиашвили, 1927); для орк. – Грузинская сюита на нар. темы (1928); для хора, в т.ч. песни Дис мерцхали... (Сегодня ласточки...), Колыбельная (сл. А. Церетели); для голоса и фп. – романсы на сл. И. Чавчавадзе (Грузинская колыбельная песня, Зачем люблю), И. Гришашвили (Не искушай, Люблю я), Д. Туманишвили (Юной полюбив душой); записи нар. песен (ок. 300, 40 песен в "Сборнике грузинских народных песен, записанных с помощью фонографа в народной гармонизации", опубл. под фам. З. Палиев, 1910); обр. нар. песен, в т.ч. Восемь народных грузинских песен, и др.

 


Действующие лица и исполнители:

 

Malhaz / Малхаз, 27 лет, придворный

Tenghiz Zaalishvili

Kiazo / Киазо, 30 лет, военачальник

David Gamrekeli

Maro / Маро, 19 лет

Medea Amiranashvili

Nano / Нано, её сверстница

E. Khidjakadze

Tito / Тито, молодой крестьянин

Givi Torondjadze

Tsangala / Цангала, пожилой крестьянин

Tenghiz Mushkudiani

Chorus and Symphonic Orchestra of Georgian State Opera and Theatre

Conductor: Vakhtang Paliashvili (брат композитора)

Запись: 1960

 


Действие происходит и Грузин в XVIII веке.

Сумерки окутали грузинское село. Вдали виднеется церковь. Скоро туда сойдется сельская молодежь, чтобы веселыми песнями и плясками отметить традиционный храмовый праздник «хатоба». В этот праздничный вечер Маро особенно грустно. Ее возлюбленный Малхаз уехал в дальние страны, и девушку насильно обручили с военачальником Киазо. Теперь Малхаз вернулся, но радость встречи влюбленных омрачена: ведь Маро невеста Киазо. Слышны звуки пения – то шествуют на праздник богомольцы. К ним присоединяются крестьяне. Затеваются игры, танцы. Шутливый спор между молодым крестьянином Тито и пожилым волынщиком Цангалой перерастает в ссору. Цангала не может простить Тито того, что тот выиграл соревнование в шуточных песнях. Молодежь, в том числе Малхаз, потешается над стариком, и он, затаив обиду, решает отомстить. Все отправляются к храму. Малхаз просит Маро остаться, но, боясь вызвать подозрения Киазо, она уходит. Малхаз дает себе клятву вернуть возлюбленную.

Ночь. Луна освещает площадь перед церковью, заполненную крестьянами. Праздник в самом разгаре. Тем временем Цангала успел уже поведать Киазо о встречах его невесты с Малхазом. Киазо поражен. Гнев, горечь разочарования терзают его сердце. Нет, он не отдаст Малхазу свою невесту! Маро преследует предчувствие беды. Напрасно говорит ей Малхаз о любви, девушка не видит впереди ничего радостного. Неожиданно приходит грозное известие: с гор спустился враг и громит грузинские села. На площадь спешит Киазо. Он призывает народ подняться на борьбу и отстоять свободу. «Лучше смерть, чем позор рабства!» – провозглашает он, и все в едином порыве подхватывают его слова. На площадь сходятся вооруженные воины. Звучит молитва, народ просит бога послать победу над врагом.

Светает. На опустевшей площади – Киазо и Маро. Киазо упрекает невесту в нарушении клятвы. Маро взывает к его рыцарскому благородству: ведь Киазо знал, что ее сердце отдано Малхазу. Девушка возвращает обручальное кольцо. Гнев закипает в душе Киазо: теперь он навеки опозорен. Появившийся Малхаз говорит, что не хочет становиться его врагом, но свою возлюбленную ему не уступит. Соперники берутся за сабли: только оружие теперь может решить их спор. Начинается поединок, но Маро бросает между дерущимися свой шарф: по обычаю поединок должен прекратиться. Девушка пытается уговорить Киазо отказаться от мести, но тот непреклонен. В схватке он смертельно ранит Малхаза. На крики Маро сбегается народ. Все стыдят Киазо, покинувшего в грозный час поле битвы ради личной мести. Умирающий Малхаз утешает Маро: ведь он защищал их любовь! С плачем падает девушка на тело мертвого Малхаза.

 




Формат: МР3 161,5 МВ







Категория: Аудио | Просмотров: 4142 | Добавил(а): Vik
Теги: Опера, Палиашвили, Даиси | Рейтинг: 1.0/24


Вас может заинтересовать:


Всего комментариев: 4

Комментирует Nixelle | Дата публикации: 2012 Июн 04 в 18:15 |
0

appl appl appl appl appl appl appl appl appl
Спам[ Материал]

Комментирует Vik | Дата публикации: 2012 Июн 04 в 18:21 |
0

ab
Спам[ Материал]

Комментирует Nixelle | Дата публикации: 2012 Июн 04 в 18:30 |
0

Я слушала в консерватории только фрагменты "Авессалома и Этери"...
Спам[ Материал]

Комментирует Vik | Дата публикации: 2012 Июн 04 в 18:37 |
0

Скоро выложу! ab
Я подразумеваю "Авессалома и Этери"
Спам[ Материал]
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация займет не больше 3 минут. Не работает ссылка? Напишите об этом в форме обратной связи. Не забудьте приложить ссылку на материал.
[ Регистрация | Вход ]
Важное




Читать IntermezzoTwit в Твиттере


Мы ВКонтакте

Профиль

Пятница 2021 Сен 17
20:12

Ваш IP: 44.192.254.246



Яндекс / Гугл-поиск


Поиск
по заголовкам

по всему сайту
Наша кнопка


Поиск нот
Скачать бесплатно ноты, табы, минусовки, тексты песен, mp3
Поиск бесплатных нот, табов, минусовок, текстов песен и mp3



Copyright: Интермеццо. Интернет-библиотека классической музыки. © 2011 - 2021
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика