~~~


Хотите такие же? Вам сюда!

Архив записей




Статьи и рефераты

Главная » Литература.Статьи. Рефераты. » актуально

Д. В. Аверин, Ю. В. Морозко. Современные тенденции исполнительства на русских народных инструментах низкого тембра
Русский народный оркестр, с момента своего создания и до наших дней является отражением, выразительным средством всех сторон, тонких специфических качеств русского народного музыкального искусства. Воздействуя на слушателя, звучание оркестра завораживает и заставляет проникаться особенным настроением, чутко сопереживать музыку. Соперничая, находясь в сравнении с устоявшимся, имеющим проверенную временем школу, симфоническим оркестром, русский народный оркестр на данный момент является менее востребованным и вызывающим интерес у публики. Можно смело утверждать, что для большинства наших современников оркестр русских народных инструментов вообще незнаком. Из-за отсутствия поддержки простого слушателя, русский народный оркестр, вполне способный оказать достойную конкуренцию в соперничестве с симфоническим оркестром, проигрывает. И это учитывая тот факт, что на данный момент в России насчитывается более 90 оркестров русских народных инструментов и большое количество ансамблей. В чем же проблема, как завоевать интерес слушателя?

Имеющие свои тонкости, краски звучания, особенности исполнения, русские народные инструменты: баяны, домры, балалайки, гусли не должны оставаться в непонятном, «застылом» состоянии. Необходимо сохранить набранные в XX веке темпы развития исполнительства и неустанно радовать звучанием слушателей, и каждый народник должен принимать в этом активное участие.

Чтобы передавать слушателю настроение, то глубочайшее, душевное, что заложено в наших инструментах, необходимо профессионально владеть ими. Но видимо любительский, самодеятельный уровень долго еще будет оставаться в исполнительстве на русских народных инструментах. Много талантливых музыкантов играют в оркестрах русских народных инструментов на таких инструментах как: балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас без специального образования на этих инструментах или имея образование по другому инструменту.
Основатель, поначалу балалаечного ансамбля, а несколько позднее – Великорусского оркестра В.В.Андреев совместно с музыкальным мастером Ф.Пасербским разработали и создали такие инструменты, которые в группе охватывают весь диапазон от низкого до высокого регистров. Это группы домр и балалаек. Претерпев некоторые изменения, они и сейчас представлены в русском народном оркестре, но профессиональный уровень музицирования, школу игры имеют лишь балалайка прима и домра малая. В конце XX века возникла потребность в профессиональных музыкантах – исполнителях на оркестровых инструментах низкого тембра. И по специализации домра альт обучение в системе музыкального образования стало проводиться в полной мере, а на других инструментах (домра бас, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас) обучение либо вообще не проводиться, либо имеются единичные случаи подготовки и выпуска специалистов.

В системе музыкального образования подготовка оркестрантов симфонического оркестра представлена во всех звеньях обучения: начальное, среднее, высшее. Работа в симфоническом оркестре является вершиной профессионального роста и престижем для многих выпускников консерваторий. Профессиональное музицирование в оркестре является высоким показателем для музыканта, поэтому необходимо стремиться и в рядах «народников» от любительского подхода отходить.

В педагогической практике скрипачей закрепилась следующая традиция: ученик занимается на разных по размеру инструментах – восьмушке, половинке и др., доходя, по мере своего физического роста и технического развития до инструмента классических размеров. К этому относительно недавно пришли некоторые педагоги баянисты и аккордеонисты. Существуют опыты обучения на уменьшенных инструментах у балалаечников. Обучаясь на виолончели в музыкальной школе, ученик поступая в ССУЗ может достаточно безболезненно и без проблемно специализироваться по классу контрабаса. Подобный опыт, возможно наверное внедрить и в обучение на таких инструментах как домра альт и балалайка альт, но этот опыт не применим в обучении на таких инструментах как балалайка бас и балалайка контрабас, т.к. эти инструменты, хотя и являются принадлежностью балалаечной группы народного оркестра, но их родственность заканчивается на внешнем сходстве. Основные приемы звукоизвлечения, штриховая и звукоизобразительная палитры – все отличается от основного инструмента группы – балалайки-примы.

До относительно недавнего времени, основной функцией балалайки контрабас в ансамбле и оркестре являлось утверждение гармонической и ритмической опоры с редкими элементами озвучивания мелодической фигурации. Но в последнее десятилетие XX века, роль балалайки-контрабаса в оркестре значительно расширилась, а в ансамблевом исполнительстве значение инструмента возросло еще сильнее. Контрабасист стал полноправным солистом в ансамбле, примером тому могут быть исполнители на балалайке контрабас известных российских ансамблей: «Скиф» (Астрахань), «Байкал-квартет» (Иркутск), «Терем-квартет» (Санкт-Петербург) и другие.

Интересным фактом является сольное исполнительство на балалайке контрабас. Примером тому служат выступления заслуженного артиста РФ Л.Соболева (Государственный ансамбль «Россия»), концертные выступления выпускника Красноярской академии музыки и театра по классу балалайки контрабаса Б. Семичова.
Сольное исполнительство на балалайке контрабас на данный момент преодолевает барьер отчуждения при попытке выйти на большую сцену. Большинство профессиональных музыкантов, в том числе представляющих народные инструменты, сомневается в необходимости подобных опытов. Многие считают это ненужным «трюкачеством», недостойным настоящего искусства. При этом они забывают, что не так давно, каких то 100 лет назад, подобное мнение высказывалось и в отношении их уже якобы «классических» инструментов – домры, баяна, балалайки.

Балалайка контрабас является инструментом, звучащим в низком регистре, обладающим рядом специфических качеств, определенными только ему присущими приемами звукоизвлечения, которые в полной мере показывают его технические и музыкально-выразительные возможности. Это и различные виды ударов медиатором, тремоло, щипок, «гитарный» перебор. Возможно исполнение двойных нот и, в редких случаях, даже аккордов, флажолеты, вибрато, глиссандо и др. Любой современный исполнитель на балалайке контрабас должен владеть всеми приемами звукоизвлечения на профессиональной основе, а подобные знания, навыки и умения возможно получить только при профессионально поставленном обучении на этих инструментах в среднем и высшем звене музыкального образования.

Наряду с проблемой профессионального образования, сразу встает вопрос об учебном и концертном репертуаре контрабасиста. Методическая литература, освещающая проблему обучения на этом инструменте, также отсутствует. Исключение составляют описания первоначальной технологии освоения и игры в таких пособиях как: «Начальное обучение игре на балалайке» Г.Андрюшенкова, «Современный русский народный оркестр» В.Чунина, труды 30-40 годов XX века А.Илюхина, Н.Речменского.

Вообще, существующий на сегодняшний день репертуар для контрабаса базируется, в основном, на переложениях виолончельной музыки. Произведения крупной формы: сюиты И.С.Баха, Концерты А.Вивальди, концерты представителей романтической школы – И.А.Иордана, И.Гольтермана, большая соната Э.Грига и др. Но есть и оригинальная литература: Концертино для балалайки контрабас и фортепиано А.Пиоттуха, концерт для балалайки контрабас и народного оркестра А.Барчунова, пьесы для контрабаса solo А.Пиоттуха («Ночная музыка», «Отзвуки бала»), скерцино-марш для балалайки контрабас и фортепиано «Таинственное шествие» К.Лакина (кстати, это одно из первых оригинальных сочинений для этого инструмента), свободные транскрипции для балалайки контрабас и домры малой Б.Семичова («Шествие гномов» Э.Грига и др.).

Через репертуар – учебный, концертный и особенно оригинальный – пойдет процесс дальнейшего развития исполнительства на балалайке контрабас. Именно современная профессиональная музыка в нашем искусстве способна открыть перспективы исполнительства не только на контрабасе, но и развития народного жанра в целом. Необходима работа, поддержание творческих контактов с профессиональными композиторами, чтобы создавать свой репертуар. Активно искать, пропагандировать новшества в исполнительской и композиторской деятельности, также постоянно расширять репертуар за счет профессионально выполненных переложений и транскрипций.

Балалайка контрабас, являясь «фундаментом» русского народного оркестра, с течением времени должна открывать все новые, твердо закрепляющиеся за ней грани развития. В современном, получившем распространении жанре ансамблевого музицирования, где роль балалаечного контрабасиста все более возрастает, и в сольном исполнительстве видится дальнейшая перспектива развития исполнительства на струнных народных инструментах низкого тембра. Профессиональное прочтение инструмента поможет оптимально подобрать технический и художественный материал, а главное – подготовить специалиста для оркестра, ансамбля народных инструментов, а то и сольного исполнителя.

При подготовке статьи использовались материалы сайтов:
balalaika-contrabass.com (в настоящее время ссылка не работает)
dmitrykalinin.com

Категория: актуально | Добавил: Tris (2011 Май 05)
Просмотров: 3365 | Теги: домра, балалайка, народные инструменты | Рейтинг: 1.0/5


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация займет не больше 3 минут. Не работает ссылка? Напишите об этом в форме обратной связи. Не забудьте приложить ссылку на материал.
[ Регистрация | Вход ]
Важное




Читать IntermezzoTwit в Твиттере


Мы ВКонтакте

Профиль

Среда 2017 Окт 18
06:58

Ваш IP: 54.225.20.73



Яндекс-поиск
Поиск
по заголовкам

по всему сайту
Наша кнопка


Материалы по тегам
Поиск нот
Скачать бесплатно ноты, табы, минусовки, тексты песен, mp3
Поиск бесплатных нот, табов, минусовок, текстов песен и mp3

Copyright: Интермеццо. Интернет-библиотека классической музыки. © 2011 - 2017
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика