~~~


Хотите такие же? Вам сюда!

Категории раздела
Аудио [3070]
Скачать аудиозаписи
Аудио+Видео [50]
Скачать аудио + видео
Видео [3360]
Скачать видеозаписи
Новости [38]
Объявления
Календарь
Архив записей




Главная » 2013 » Июнь » 5 » Рихард ВАГНЕР. ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ
19:16
Рихард ВАГНЕР. ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ


Фильм-опера

Даланд - Bengt Rundgren
Сента - Catarina Ligendza
Эрик - Hermann Winkler
Мари - Ruth Hesse
Штурман - Harald Ek
Голландец - Donald McIntyre

Хор и оркестр Баварской Государственной оперы
Дирижер Вольфганг Заваллиш
1975
______________________________________

О Дональде МакИнтайре, исполнителе партии Голландца и Вотана в моих более ранних выкладках "Кольца Нибелунга":

Есть несколько певцов, вроде Доминго и Паваротти, которых знают все. Многие сотни записей, как видео, так и аудио, практически все подходящие по голосам роли мирового репертуара. Когда такой певец уходит со сцены, его творчество оказывается сохраненным практически полностью. Конечно, это хорошие певцы. Но на свете есть множество певцов не хуже. И с таким же недолгим творческим сроком. И порой хотелось бы, чтобы хотя бы часть мощностей, потраченную на очередную сотню записей мегараскрученного исполнителя, использовали, чтобы сохранить кусочек творчества других певцов. Сэр Дональд МакИнтайр - один из них. Он родился в Окленде в 1934 г. и отдал пению несколько десятков лет, работал по всему миру, основной его сценой был Королевский оперный театр в Ковент-Гарден (Лондон). Выступал и в Метрополитан-Опера, и в Байрейте, и в Сиднейской опере, и не забывал уделить внимание опере в своей родной Новой Зеландии. Именно в Новозеландской опере он в 2006 году простился со сценой ролью Гурнеманца. За свою работу он получил множество наград: и членство в Ордене Британской Империи, и титул (или что это?) рыцаря (knight), и одна из улиц в Веллингтоне названа его именем. Критика единодушно и заслуженно именует его одним из ведущих вагнерианско-штраусианских певцов второй половины двадцатого века. А записей - всего ничего. Официальные видеозаписи вообще можно пересчитать на пальцах: "Летучий Голландец", "Кольцо Нибелунгов", "Нюрнбергские Мейстерзингеры", "Кардильяк", "Арабелла", "Электра". Аудиозаписей, как водилось в те годы, слегка побольше, но там в основном Курвенал в "Тристане" да Барак в "Женщине без тени" в десятке вариантов (а их бы и одного-двух хватило). Некоторые его по-настоящему интересные записи, например Скарпию в "Тоске", днем с огнем не разыскать. Сольный альбом - всего один, и тот сделан еще в те времена, когда диски были большими и черными; и судя по объему этого альбома (пять вагнеровских арий), диск тот был не самого большого диаметра. Сейчас сэру Дональду 76 лет, он, конечно, больше не поет. Так что все, что нам осталось от его творчества - довольно случайная и весьма бедная подборка записей. Впрочем, Господь вообще щедро одарил этого человека, амбиции которого в юности не простирались дальше школьного учителя. В принципе, если у оперного певца хороший голос, ему прощается все - и совершенно неподходящий, зачастую комичный облик, и полное отсутствие какого бы то ни было умения играть... Но у сэра Дональда было все. Запоминающаяся внешность, уверенное владение своим телом, незаурядные актерские способности. И голос, конечно. Густой, ровный по всему диапазону бас-баритон роскошного тембра с неповторимыми интонациями. Голос, идеальный для вагнеровских любимцев - Голландца, Вотана, Ганса Сакса... Какая удача, что именно эти партии сохранились на видеозаписях! "Летучий Голландец" - первая из его видеозаписей и единственный фильм. Певец там еще сравнительно молод - 40 лет, в расцвете вокальных и актерских сил, и он категорически дал зрителям жару. Его Голландец - это какой-то один сплошной обнаженный нерв. Вообще-то такие вещи воспринимать обычно неприятно, но МакИнтайр ухитрился сделать это красиво. Даже истерическую арию в начале и скандал в конце. Его неадекватный проклятый моряк настолько отчетливо приносит с собою в прибрежный рыбацкий поселок дух "чего-то большего", ветер далеких морей, саму душу океана, что совершенно понятно: если он опять сбежит в море, то Сенте только и останется помереть от обиды и разочарования. Лучше уж сразу - ко дну, и вместе. Но как ни хорош "Голландец", все же это только ступенька к тому, что считается наивысшим достижением сэра Дональда. Всего через два года, в 1976 году, в Байрейте ставилось "Кольцо Нибелунгов", которому исполнялось ровно 100 лет. Противоречивая, вызвавшая самые разнообразные отклики постановка, по мнению многих критиков и любителей, остается пока лучшим "Кольцом", существующим на видеозаписи. Можно спорить с неоднозначной концепцией постановки, которую постарались "обытить" - нет, не осовременить, а перенести в максимально бытовой, приближенный к зрителю план. "Золото Рейна" такому подходу вообще не поддается, оно слишком сказочно, в нем нет ни одного действующего лица-человека; но с остальными операми это удалось блестяще. Валькириям немного не хватает крыльев и летающих коней, зато дракон на колесиках в натуральную величину полностью возмещает эту недостачу. В Вальгалле висит маятник Фуко, вокруг которого ходит Фрикка в платье с корсетом. Племенной вождь Хундинг одевается в черный костюм с галстуком и живет в доме с собственным бассейном, из которого пьет сомлевший Зигмунд. Миме варит суп в кастрюле, а Зигфрид перековывает отцовский меч в классическом костюме кузнеца, но с помощью какого-то очень технологического устройства. Вся эта милая эклектика делает постановку удивительно человечной, акцентирует внимание именно на мире людей, в котором живут Вельсунги и Гибихунги и в который - ради человеческой же любви - уходит Брунгильда. И боги этого мира тоже отчаянно, бессильно тяготеют к людям. Такого человечного Вотана я еще нигде не видела и не слышала. Нет, не вопрос, это несомненно верховный бог: импозантная внешность, роскошные волны седых волос, властный взгляд единственного глаза, сила в каждом шаге. Небрежный взмах рукой в сторону Хундинга - и могучий вождь падает на месте бездыханным, а Вотан совершенно по-человечески рыдает над погибшим Зигмундом, своим сыном-человеком, которого он вынужден был принести в жертву миропорядку... (Христианство не при чем!) Трагедия Вотана в том, что, будучи верховным богом, он бессилен. Он не может проявлять собственной воли, потому что вся его сила основана на сделках и договорах, вырезанных рунами на его копье; и каждое проявление воли и власти оказывается ограниченным каким-то договором. Только хитроумный Логе сумел когда-то по просьбе Вотана найти способ обойти один из договоров; но это заложило основу будущего падения данного пантеона. Вотан связан по рукам и по ногам, он не может даже избавить от гибели собственного сына. И как ни могуч он, как ни трепещут валькирии перед его гневом - наедине с собой он не может отрицать собственного бессилия, и это приводит его в глубокое, очень человеческое отчаяние. МакИнтайр передает это единство могущества и бессилия с поразительной тонкостью. От его Вотана, в хорошем смысле, сносит крышу. Когда он идет карать Брунгильду - он действительно страшен; но когда он прощается с той же Брунгильдой, слезы подступают к глазам. Сочетание современного костюма с галстуком и древнего рунного копья может показаться смешным, но у него - не кажется. И когда Зигфрид, не задумываясь, перерубает это копье, тем самым лишая деда силы и обрекая богов на искупление-гибель - невозможно не разделить глубокую пустоту, охватывающую побежденного бога.
Но самое поразительное то, что какую бы боль ни переживал Вотан, в какую бы безнадежность он ни впадал, все равно от него веет каким-то странным, возможно неуместным - солнечным светом. Это свойство исполнителя, от которого никуда не деться. И в полной мере оно проявилось в еще одном вагнеровском главном герое - Гансе Саксе из "Нюрнбергских мейстерзингеров".
Ганс Сакс - чуть ли не самый оригинальный персонаж у Вагнера. Во-первых, это историческое лицо, а не герой мифа или легенды. Во-вторых, он не король, не принц, не сын бога и даже не капитан корабля, а вовсе даже башмачник. Правда, при этом в качестве хобби пишущий песни. В-третьих, он брызжет таким неизбывным солнечным оптимизмом, такой энергией жизни и деятельности, что просто удивительно, как это у Вагнера такое вышло. В-четвертых, у него в наличии какое-то фантастическое для оперного персонажа количество мозгов. А в-пятых, он поступает очень оригинально не только для вагнеровского персонажа, но и для персонажа-низкого голоса вообще: вместо того, чтобы уморить тенора-соперника, благополучно женит его на любимой девушке, хотя в начале это кажется совершенно невозможным. Такая солнечность, как у Ганса Сакса в исполнении МакИнтайра в спектакле Сиднейской оперы, вообще встречается очень редко. Как залихватски распевает он разудалую сапожницкую песенку, как лихо измывается над незадачливым Бекмессером, как воспитывает своего ученика смесью мудрости и колотушек! И каким пронзительным контрапунктом этому солнечному оптимизму идет грустная линия безнадежной любви немолодого уже человека к юной девушке Еве. Нет, шансы-то у него были, не такой уж большой у Евы выбор, а к Саксу, другу своего отца, она с детства привязана. Но мастер знает: молодость все равно возьмет свое. И как только появится на горизонте кто-то юный, не удержать ему Еву - так лучше уж сразу помочь ей обрести счастье с молодым Вальтером, благо тот и человек достойный, и певец незаурядный. А сам... а что - сам? Будет по-прежнему тачать сапоги и тихо радоваться ее счастью. В жизни сэра Дональда было множество блестяще спетых и сыгранных партий. Аттила, Скарпиа, абсолютно все вагнеровские бас-баритоновые партии, штраусовский Красильщик, штраусовский же Иоканаан, Голо из "Пеллеаса и Мелизанды", Шакловитый в "Хованщине", Мефистофель в "Осуждении Фауста", Пизарро в "Фиделио", Рассказчик в "Волшебной флейте", дон Диего в "Африканке"... Главной для него всегда была партия Вотана, которого он играл в некоей лондонской частной опере еще в 70 лет. Существует трогательная история, как в 2005 году в Ковент-Гардене шло "Золото Рейна", и исполнитель роли Вотана Брин Тервель вдруг намертво потерял голос, а дублера не было; после нескольких часов паники агент позвонил МакИнтайру, который только-только прилетел в Лондон, и спросил, не согласится ли тот вечером спеть в Ковент-Гардене; в конце концов сэра Дональда посадили в оркестровую яму, и он пел партию Вотана оттуда, а Брин Тервель изображал Вотана на сцене. В 2006 году, в возрасте 72 лет, сэр Дональд сошел со сцены. Теперь он время от времени принимает участие в жюри байрейтских вокальных конкурсов. А еще есть интересный момент. Практически о любом артисте из Интернета можно узнать что-то о его личной жизни: на ком женат, кто дети, как зовут любимую собаку и т.д. О сэре Дональде неизвестно ничего. Только то, что касается его работы на сцене. Вот молодец! Желаем сэру Дональду здоровья и долголетия!


Ирина Емельянова
___________________________________________________

Пароль 0545560045
Общий объем распакованного архива 1,09 Гб
Формат AVI





Категория: Видео | Просмотров: 1553 | Добавил(а): salezian
Теги: Вагнер, Летучий Голландец | Рейтинг: 1.0/13


Вас может заинтересовать:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация займет не больше 3 минут. Не работает ссылка? Напишите об этом в форме обратной связи. Не забудьте приложить ссылку на материал.
[ Регистрация | Вход ]
Важное




Читать IntermezzoTwit в Твиттере


Мы ВКонтакте

Профиль

Четверг 2017 Сен 21
11:33

Ваш IP: 54.162.181.75



Яндекс-поиск
Поиск
по заголовкам

по всему сайту
Наша кнопка


Материалы по тегам
Поиск нот
Скачать бесплатно ноты, табы, минусовки, тексты песен, mp3
Поиск бесплатных нот, табов, минусовок, текстов песен и mp3

Copyright: Интермеццо. Интернет-библиотека классической музыки. © 2011 - 2017
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика