~~~


Хотите такие же? Вам сюда!

Категории раздела
Аудио [2354]
Скачать аудиозаписи
Аудио+Видео [42]
Скачать аудио + видео
Видео [2800]
Скачать видеозаписи
Новости [36]
Объявления
Другое измерение: НОВОЕ
Календарь
Архив записей




Главная » 2012 » Август » 19 » ЭНЕСКУ Джордже – Эдип / ENESCU George – Œdipe
13:32
ЭНЕСКУ Джордже – Эдип / ENESCU George – Œdipe

ENESCU George / ЭНЕСКУ Джордже

Œdipe (tragédie lyrique en 4 actes et 6 tableaux)

Эдип (опера (лирич. трагедия) в 4 актах, 6 картинах)

 


Либретто Эдмона Флега

Премьера: соч.- 1922; пост.- 13.3.1936, т-р "Опера Гарнье" ["Гранд-Опера"],  Париж

 


Действующие лица и исполнители:

 

Œdipe / Эдип

José Van Dam

Tiresias / Тиресий

Gabriel Bacquier

Creon / Креонт

Marcel Vanaud

Le Berger / Пастух

Nicolaï Gedda

Le Grand-Prêtre / Верховный жрец

Cornelius Hauptmann

Phorbas / Форбас

Laurence Albert

Le Veilleur / Страж

Jean-Philippe Courtis

Thésée / Тесей

Gino Quilico

Laios / Лайос

John Aler

Jocaste / Иокаста

Brigitte Fassbaender

La Sphinge / Сфинкс

Marjana Lipovsek

Antigone / Антигона

Barbara Hendricks

Mérope / Меропа

Jocelyne Taillon

Une Femme Thébaine / Фиваидская женщина

Isabelle Vernet

Orfeon Donostlarra

Orchestre Philharmonique de Monte-Carlo

Conductor: Lawrence Foster

Recording: 7-20.VI, 1989 Salle Garnier, Monte-Carlo

Length: 156 Minutes 37 Secs.

 


Эдип – в греческой мифологии сын фиванского царя Лая и Иокасты. Так как Лаю была предсказана Аполлоном смерть от руки собственного сына, он велел жене бросить новорождённого на горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако пастух, получивший ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над новорожденным и отдал его коринфскому пастуху, с которым встречался на горных выгонах. Тот отнёс ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Эдипом («с опухшими ногами») и воспитавшему его как родного сына. Однажды, когда Эдип уже был взрослым юношей, какой-то подгулявший житель Коринфа обозвал его подкидышем, и, хотя приёмные родители всячески успокаивали сына и не открыли ему тайну его рождения, Эдип решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своём происхождении. Оракул вместо ответа дал Эдипу прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной, Эдип отправился искать счастье на чужбине. По пути из Дельф, на перекрестке трёх дорог, ему повстречался какой-то знатный мужчина на колеснице в сопровождении слуг. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Эдипа по голове тяжелым скипетром, и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Эдип, продолжая путь, подошёл к Фивам и отгадал загадку обосновавшейся у городских стен чудовищной Сфинкс. В благодарность за избавление Фив от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали в жены вдову Лая. Единственный свидетель встречи Эдипа с Лаем слуга, принесший известие о нападении разбойников, после воцарения Эдипа в Фивах отпросился у Иокасты на дальнее пастбище и больше в городе не показывался. Так исполнилось пророчество, данное Эдипу в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не подозревали и около 20 лет вели счастливую супружескую жизнь, во время которой родились четверо детей: Полиник, Этеокл, Антигона, Исмена. Только по прошествии длительного срока, когда Фивы были поражены моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы Лая, Эдип в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты и со временем был изгнан из Фив. Сопровождать слепого отца вызвалась преданная ему, несмотря на весь открывшийся позор, Антигона. После долгих скитаний Эдип доходит до священной рощи Эвменид в аттическом поселении Колон, где ему по давнему предсказанию суждено проститься с жизнью. Приютившему его Тесею Эдип открывает тайну, что в грядущих столкновениях афинян с фиванцами победа будет принадлежать той стороне, в чьей земле Эдип найдёт последнее прибежище. Пытающийся увлечь Эдипа обратно на родину брат Иокасты Креонт получает суровый отпор со стороны Тесея. Не находит сочувствия у Эдипа и Полиник, явившийся к нему за благословением в борьбе против брата Этеокла: Эдип проклинает обоих сыновей, изгнавших его из Фив, и предсказывает им взаимную гибель в предстоящем сражении. Удары грома дают понять Эдипу, что его ждут владыки подземного мира. Ведомый какой-то силой свыше, он сам находит путь к месту своего успокоения и разрешает лишь Тесею присутствовать при своей безболезненной кончине: Эдипа поглощает разверзшаяся земля, и место, где это произошло, остаётся вечной тайной, которую Тесей имеет право только перед смертью передать своему наследнику. В таком варианте миф об Эдипе известен по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне».

Другие источники сохранили более ранние или местные версии мифа. В одном из вариантов мифа родители не подбрасывают Эдипа на Кифероне, а опускают в ковчежке в море, и волна прибивает его к берегу у того же Коринфа или у Сикиона; здесь ребенка подбирает жена местного царя, занятая стиркой белья. Способ спасения Эдипа, изложенный Софоклом (передача ребенка одним пастухом другому), является изобретением поэта; по другим версиям, Эдипа находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, т.е. люди, не знающие о месте его рождения. Существенно различаются и обстоятельства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы. Согласно одному из вариантов, Эдип отправляется на поиски упряжки, похищенной у коринфского царя, которого он считает отцом, при этом он сталкивается с незнакомым ему Лаем и убивает его, после чего благополучно возвращается к Полибу, сняв с убитого пояс и меч. Впоследствии уже став царем Фив, Эдип однажды проезжает с Иокастой мимо места, где произошло убийство, сообщает о нём жене и в доказательство показывает взятые тогда трофеи. Иокаста узнает в своём новом супруге убийцу прежнего, но не открывает ему тайну и тем более не подозревает в Эдипе некогда подброшенного сына. В этой связи особое значение приобретает версия, в которой применительно к Эдипу разрабатывается мотив богатырского сватовства: Креонт, оставшийся правителем Фив после гибели Лая, назначает руку овдовевшей царицы вместе с царским престолом в награду тому, кто избавит город от Сфинкс. На этот призыв откликается Эдип и побеждает чудовище в сражении. Состязание со Сфинкс в умственных способностях заменяет первоначальную физическую победу над ней, вероятно, не раньше 7 в. до н.э., в эпоху расцвета нравоучительных жанров и всякого рода загадок и фольклорных головоломок. Значительно отличаются от софокловской версии также варианты предания о происхождении детей Эдипа. Согласно «Одиссее», боги скоро открыли тайну кровосмесительного брака Эдипа, вследствие чего его мать (у Гомера она зовется Эпикастой) повесилась, а Эдип продолжал царствовать в Фивах и умер, преследуемый эриниями. Вторую жену Эдипа аттический автор нач. 5 в. до н.э. называет Эвриганией и от этого брака производит четырех детей Эдипа, упомянутых выше. Первоначальным ядром мифа об Эдипе следует, очевидно, считать древнейший фольклорный мотив о сражении не узнавших друг друга отца с сыном, в том же варианте, при котором сын побеждает отца как более молодой и сильный соперник. Этот сюжет восходит к периоду матрилокального брака, когда сын не может знать своего отца, ибо воспитывается в роду матери, при достижении зрелости отправляется на поиски отца, и, не узнав его, вступает в сражение с ним. На греческой почве такой мотив в наиболее чистом виде засвидетельствован в мифе о гибели Одиссея в сражении с Телегоном, его не узнанным сыном от Кирки; вариантом того же мотива можно считать смерть Акрисия от руки его внука Персея, выросшего на чужбине. В случае с Эдипом матрилокальный брак заменяется воспитанием подброшенного младенца вдали от места рождения, что, в конечном счете, приводит к тому же результату; обычному в таких случаях посмертному «узнаванию» отца в упомянутых выше вариантах мифа об Эдипе соответствует опознание Иокастой в Эдипе убийцы её первого мужа.

Миф об Эдипе послужил темой для многих произведений, в числе которых эпическая поэма неизвестного автора «Эдиподия» (1-я часть т.н. Фиванского цикла), трагедии Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне» (V в. до н.э.), Эсхила «Лай» и «Эдип» (V в. до н.э.), Сенеки «Эдип» (I в.), П. Корнеля «Эдип» (1659), Вольтера «Эдип» (1718), Г. фон Гофмансталя «Эдип и Сфинкс» (1906), Ж. Кокто «Царь Эдип» (1925), А. Жида «Эдип» (1931), Р. Байера «Эдип в Колоне» (1946); оперы А. Саккини «Эдип в Колоне» (1787), Р. Леонкавалло «Царь Эдип» (1920), Дж. Энеску «Эдип» (1936), К. Орфа «Царь Эдип» (1959). Кроме того, Эдипа часто упоминают авторы самых разных литературных произведений (от комедии до детектива) не только из-за его очень непростых взаимоотношений с родителями, но и как мудреца, разгадавшего загадку Сфинкс, или как пример человека, поневоле оказавшегося игрушкой в руках судьбы.

«Эдип» – единственная опера Джордже Энеску. Предание об Эдипе, которому судьбой было предначертано совершить двойное преступление – убить отца и стать мужем собственной матери, привлекло композитора своим драматизмом. Энеску стремился показать человека, вступающего в борьбу с неумолимой судьбой, бросающего вызов богам. Поэтому он не ограничился использованием трагедии Софокла «Царь Эдип», завершающейся катастрофой, но проследил всю жизнь героя. Финал оперы – моральная победа Эдипа – опирается на трагедию «Эдип в Колоне». Мужество, благородство, воля, нравственное достоинство выступают в образе, созданном композитором. Ключ к его замыслу – сцена со сфинксом, чудовищем, преграждающим доступ в город Фивы. Энеску и его либреттист построили эту сцену как антитезу добра и зла. Сфинкс вопрошает Эдипа: «Есть ли на свете существо, способное победить судьбу?» Эдип отвечает: «Это – человек». Музыкальный язык оперы исключительно своеобразен. В народных сценах, особенно в идиллических начальных эпизодах, использованы мелодии и ритмы румынских песен. Композитор не прибегает к стилизации, как И. Стравинский в «Царе Эдипе», но стремится передать общечеловеческий характер трагедии своего героя, адресуясь непосредственно к чувству слушателя. В опере нет больших арий, ансамблей. В сольных партиях преобладает декламационно-речитативное начало. Хор разделяется на женские и мужские группы, как бы ведущие диалог. Ярок и выразителен оркестр.

А. Гозенпуд

 



Формат: МР3 225,6 МВ







Категория: Аудио | Просмотров: 3695 | Добавил(а): Vik
Теги: Эдип, opéra, Œdipe, Энеску Дж., Enescu G., Опера | Рейтинг: 1.0/16


Вас может заинтересовать:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация займет не больше 3 минут. Не работает ссылка? Напишите об этом в форме обратной связи. Не забудьте приложить ссылку на материал.
[ Регистрация | Вход ]
Важное




Читать IntermezzoTwit в Твиттере


Мы ВКонтакте

Профиль

Вторник 2020 Май 26
03:56

Ваш IP: 34.204.168.209



Яндекс/Гугл-поиск

Поиск
по заголовкам

по всему сайту
Наша кнопка


Материалы по тегам
Поиск нот
Скачать бесплатно ноты, табы, минусовки, тексты песен, mp3
Поиск бесплатных нот, табов, минусовок, текстов песен и mp3

Copyright: Интермеццо. Интернет-библиотека классической музыки. © 2011 - 2020
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика