~~~


Хотите такие же? Вам сюда!

Категории раздела
Аудио [2910]
Скачать аудиозаписи
Аудио+Видео [50]
Скачать аудио + видео
Видео [3277]
Скачать видеозаписи
Новости [36]
Объявления
Другое измерение: НОВОЕ
Календарь
Архив записей




Главная » 2012 » Май » 12 » Жюль МАССНЕ – Иродиада / Jules MASSENET – Hérodiade
14:45
Жюль МАССНЕ – Иродиада / Jules MASSENET – Hérodiade

MASSENET Jules / МАССНЕ Жюль

Hérodiade (opéra tragique en 4 actes ey 7 tableaux)

Иродиада (трагич. опера в 4 актах, 7 картинах)


 

Либретто Поля Милье и Анри Гремона по мотивам одноименной новеллы Гюстава Флобера



Премьера: 19.12.1881, т-р "Де ла Монне", Брюссель

 


Жюль (Эмиль Фредерик) Массне (фр. Jules(-Émile-Frédéric) Massenet; 12.5.1842, Монто, близ Сент-Этьена – 13.8.1912, Париж) – французский композитор. Родился в семье инженера, директора завода. В 1852-63 гг. учился (с перерывом) в Парижской консерватории (по композиции у А. Тома). В 1863 г. получил Римскую премию за кантату "Давид Риццио"; 1864-65 гг. провёл в Риме. После поездок по Италии, Германии и Австро-Венгрии в начале 1866 г. вернулся в Париж, всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1878-96 гг. профессор Парижской консерватории. Среди его учеников – А. Брюно, П. Видаль, Ш. Кеклен, Г. Пьерне, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантье, Ф. Шмитт, Э. Шоссон, Дж. Энеску.

Из ранних сочинений Массне примечателен цикл романсов "Апрельская поэма" (1866), где уже формируются черты присущей композитору мечтательной любовной лирики. Эти же образы развивают вокальные циклы "Поэма воспоминаний", "Октябрьская поэма" (оба 1871). Как оперный композитор Массне дебютировал комической оперой "Двоюродная бабушка" (1867). Значитительная веха его оперного творчества – опера "Дон Сезар де Базан" (1872). В сочинениях 70-х гг. (музыка к античной поэме "Эринии" Ш. Леконта де Лиля, 1873; оратория-опера "Мария Магдалина", 1873; мистерия "Ева", 1875, и др.) наблюдается дальнейшее становление его драматической и чувствительной лирики. Большой успех имела лирико-экзотическая опера "Король Лахорский" (1877). Характерная для Массне лиризация духовных сюжетов проявилась также в оратории "Богородица" (1880) и опере "Иродиада" (1881). Вершина оперного творчества Массне – "Манон" (1884) и "Вертер" (1886), прочно вошедшие в мировой репертуар. В них с наибольшей полнотой раскрылось оригинальное лирическое дарование композитора. Среди других опер Массне – "Эсклармонда" (1889) с чертами вагнеровской любовной экзальтации; "Таис" (1894), отличающаяся мелодическим богатством; "Наваррка" (1894), следующая образцам веристских драм; "Сафо" (1897), представляющая собой попытку претворить средствами оперной драматургии образы современного бытового романа; "Жонглёр богоматери" (1902), необычная господством жанровых элементов и отсутствием женских ролей; "Ариадна" (1906), являющаяся своеобразной попыткой стилизованного претворения античности; "Дон Кихот" (1910) в жанре "героической комедии" и др. Некоторые из них (особенно "Жонглёр богоматери" и "Дон Кихот", последняя также благодаря участию Ф. И. Шаляпина) имели значительный успех. В ряде оперных произведений, вопреки своему лирическому таланту, Массне стремился к импозантности, грандиозности, пышности, выражению бурных страстей. Массне оставил обширное творческое наследие (в частности, уже после его смерти были поставлены оперы "Панург", "Клеопатра", "Амадис"). Он писал также балеты ("Куранты", "Цикада", "Тореро"), существенное место занимает музыка к спектаклям драм. театра. Мировой известностью пользуется "Элегия" из музыки к античной поэме Ш. Леконта де Лиля "Эринии". Одна из самых сильных сторон музыки Массне – мелодия. Критика справедливо отмечала гибкость его "мелодической речи", сочетающей декламационность с напевностью. Мелос Массне чутко следует за текстом и передаёт быстрые переходы от сосредоточенности или нерешительности к эмоциональным порывам. По словам А. Брюно, Массне "показал себя выдающимся выразителем любви и создал язык нежности, не похожий ни на какой другой. Мелодию Массне узнаешь среди тысяч. Ей свойственны проникновенная чувствительность, волнующая чувственность, гибкая грация...". Массне начал культивировать "блики" аккордов, однако благодаря чётким кадансам (особенно доминантовым) в его музыке отсутствует импрессионистский колорит. Чуткий оркестратор, он находил особые оркестровые краски в аккомпанементе сольному пению, в сопровождении виртуозно-блестящих ансамблей. Музыка Массне отличается интонационным богатством, включает различные образцы фольклора, стилистические элементы разных эпох. Во многом творчество Массне явилось историческим звеном, соединяющим лирическую оперу Ш. Гуно и А. Тома с импрессионизмом. Массне был одним из виднейших представителей французской лирической оперы. Он оказал значительное влияние на французскую музыку. По меткому выражению Ф. Пуленка, "каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец – частицу Верди и Пуччини".

Сочинения: оперы – Двоюродная бабушка (La grande tante, 1867, "Опера комик", Париж), Кубок фульского короля (1869, не пост.; музыка использована для ораторий и 3-го д. оперы Король Лахорский), Дон Сезар де Базан (по комедии П. Дюмануара и А. Ф. д'Эннери, 1872, "Опера комик", Париж), Король Лахорский (Le roi de Lahore, 1877, "Гранд-Опера", Париж), Иродиада (по мотивам Г. Флобера, 1881, т-р "Де ла Монне", Брюссель), Манон (по роману "История кавалера де Грие и Манон Леско" Прево, 1884, "Опера комик", Париж), Сид (по трагедии П. Корнеля, 1885, "Гранд-Опера", Париж), Вертер (по роману "Страдания молодого Вертера" Гёте, 1886, пост. 1892, Придворная опера, Вена), Эсклармонда (по рыцарскому роману 13 в., 1889, "Опера комик", Париж), Маг (1891, "Гранд-Опера", Париж), Таис (по роману А. Франса, 1894, там же), Портрет Манон (1894, "Опера комик", Париж), Наваррка (1894, "Ковент-Гарден", Лондон), Сафо (по пьесе А. Доде, 1897, "Опера комик", Париж), Золушка (по сказке Ш. Перро, 1899, там же), Гризельда (по новелле Дж. Боккаччо, 1901, там же), Жонглёр богоматери (Le Jongleur de Notre-Dame, 1902, Монте-Карло), Амадис (1902, пост. 1922, там же), Керубино (1905, Монте-Карло), Ариадна (1906, "Гранд-Опера", Париж), Тереза (на сюжет из эпохи Великой франц. революции, 1907, Монте-Карло), Вакх (Bacchus, 1909, "Гранд-Опера", Париж), Дон Кихот (по одноим. роману М. Сервантеса и комедии "Кавалер с длинной фигурой" Ж. ле Лоррена, 1910, Монте-Карло), Рим (Roma, по роману А. Пароди, 1912, там же), Панург (по мотивам Ф. Рабле, 1913, т-р "Гёте", Париж), Клеопатра (1914, Монте-Карло); балеты - Куранты (Le carillon. Das Glockenspiel, 1892, Придворная опера, Вена), Цикада (La cigale, дивертисмент, 1904, "Опера комик", Париж), Торреро (Espada, 1908, Монте-Карло); оперетты - Восхитительный Бель-Буль (L'adorable Bel-Boul, Париж), Беранжера и Анатоль (комедия, 1876, Париж); оратории - Мария Магдалина (священная драма, 1873, т-р "Одеон", Париж; как опера пост. 1903, Ницца), Ева (мистерия, 1875), Богородица (La Vierge, библейская легенда, 1880), Обетованная земля (La terre promise, по библейскому тексту, 1900); кантаты - Давид Риццио (1863), Фламандская свадьба (Une noce flamande, 1866), Мир и свобода (Paix et libertй, 1867), Нарцисс (античная идиллия, 1878), Вспомните, Мария (Souvenez-vous, Marie, духовная кантата, 1880), Библис (1886), Песни из лесов Амаранты (Chansons des bois d'Amaranthe, 1901); для орк. - Большая концертная фантазия на темы "Пророка" Дж. Мейербера (1861), сюита Помпейя (1866), фантазии Фламандская свадьба (La noce Flamande) и Возвращение каравана (Le retour d'une caravane, обе 1867), 7 сюит (op. 13, 1865; Венгерские сцены, 1871; Драматические сцены, 1873; Живописные сцены, 1874; Неаполитанские сцены, 1876; Феерические сцены, 1879; Эльзасские сцены, 1881), 3 увертюры (Концертная, 1863; Федра, 1873; Брюмер, 1899), симф. поэма Видения (Visions, 1890); для инструментов с орк. - Фантазия для влч. (1897), пьеса для 2 скр. (Les Grands violons du roi, 1900), концерт для фп. (1903); камерно-инстр. ансамбли - 2 пьесы для скр. и фп., струн. квартет, Интродукция и вариации для 10 инструментов; фп. пьесы; для голоса и фп. - ок. 200 романсов и песен (изд. в 6 тт.), в т.ч. Если бы Вы хотели мне сказать (Si vous vouliez bien me dire, посв. Ф. И. Шаляпину), вок. циклы Апрельская поэма (сл. П. А. Сильвестра, 1866), Поэма воспоминаний (сл. его же, 1871), Октябрьская поэма (сл. П. Коллена, 1871), Пасторальная поэма (сл. Флориана и Сильвестра, 1874), Любовная поэма (сл. П. Робике, 1879), Зимняя поэма (сл. Сильвестра, 1882) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра - Эринии (антич. поэма Ш. Леконта де Лиля, по Эсхилу, 1873, т-р "Одеон", Париж), Драма при Филиппе II (Ж. Порториша, 1875, там же), Жизнь богемы (Т. Барьера и А. Мюрже, 1876, там же), Гетман (П. Деруледа, 1877, там же), Собор Парижской Богоматери (по В. Гюго, 1875, "Т-р Наций", Париж), Федра (Ж. Расина, 1900, т-р "Одеон", Париж), Сверчок на печи (Л. де Франмениля, по Ч. Диккенсу, 1904, там же), Плащ короля (Ж. Экара, 1907, т-р "Порт-Сен-Мартен", Париж), Белоснежка и семь гномов (Ж. Дорцаль, по бр. Гримм, 1909, т-р "Фемина", Париж), Иерусалим (Ж. Риволле, 1914, Монте-Карло), завершил и инструментовал оперу "Кассия" Л. Делиба (1893).

 


Действующие лица и исполнители:

 

Salomé / Саломея, дочь Иродиады

Renée Fleming

Hérodiade / Иродиада, жена Ирода

Dolora Zajic

Jean / Иоанн, пророк

Plácido Domingo

Hérode / Ирод, царь Иудеи

Juan Pons

Phanuel / Фануил, советник царя

Kenneth Cox

Vitellius \ Вителлий, римский наместник

Hector Vasquez

Une jeune Babylonienne / Юная вавилонянка

Kristin Clayton

Le Grand Prêtre / Верховный жрец

Eduardo del Campo

Une voix dans le temple / Голос в храме

Alfredo Portilla

San Francisco Opera Orchestra and Chorus


Запись: 5, 8, 12 & 15.XI, 1994, San Francisco

Длительность: 154 мин. 48 сек.

 

 

Иродиада – в Новом Завете внучка Ирода Великого, жена своего родного дяди Ирода Филиппа, которого оставила ради его сводного брата Ирода Антипы. Иоанн Креститель яростно осуждал этот брак, за что поплатился жизнью, ибо Иродиада добилась хитростью (через свою дочь Саломею), чтобы пророку отрубили голову; этот новозаветный эпизод восходит к реальному случаю, описанному Титом Ливием и рядом других авторов: в 192 году до Рождества Христова консул Фламиний, празднуя победу над галлами, приказал отрубить голову одному из пленников, чтобы доставить радость своему любовнику, или, по другой версии – любовнице. Когда Ирод Антипа впал в немилость, Иродиада сопроводила его в ссылку в Леон. В поэме Г. Гейне "Атта Тролль" (1843) Иродиада выведена как ведьма, встающая по ночам из своей могилы в Иерусалиме и в компании с Дианой и Абундой летающая над землей. В этой же поэме впервые появляется мотив отвергнутой любви Иродиады к Иоанну Крестителю, впоследствии использованный П. Гейзе в романе "Мерлин" (1892), где Иродиада целует голову Иоанна в губы и падает замертво. Бытовавшее в Средние века представление, будто Иродиада, подобно Агасферу, была осуждена на вечные скитания, использовано Э. Сю в романе "Вечный жид" (1845), где Иродиада выведена как единоутробная сестра заглавного героя, такая же бессмертная скиталица, как и он, а также в романе К. Гуцкова "Вечная жидовка" (1869). Среди произведений об Иродиаде, озаглавленных ее именем: драма (1833) С. Пеллико, неоконченная трагедия (1864) С. Малларме, новелла (1877) Г. Флобера, поэма (1896) И. Лауффа, стихотворения Т. де Банвиля из сборника "Принцессы" (1874), Ж. Лоррена из сборника "Синий лес" (1883), Р. Шаукаля (1918). Иродиада фигурирует также в пьесе О. Уайльда "Саломея" (1893) и операх "Иродиада" (1881) Ж. Массне и "Саломея" (1905) Р. Штрауса.

 


Действие первое. Площадь перед дворцом Ирода. Купцы, горожане, слуги ведут спор по религиозным вопросам. Обсуждается появление нового пророка Иоанна, который обличает злоупотребления царя и особенно царицы. Фануил разгоняет толпу. Появляется танцовщица Саломея. Она прибыла в столицу по приглашению Ирода. Одновременно она разыскивает свою мать, с которой была разлучена в детстве. По пути она встретила Иоанна, очаровавшего её своим видом и речами. Фануил уводит Саломею во дворец. Появляется Ирод. Он охладел к жене. Теперь его сжигает страсть к Саломее, и он специально вызвал её сюда. Вслед за Иродом появляется Иродиада. Упрекая мужа в невнимании, она требует арестовать Иоанна, который в своих проповедях оскорбляет, прежде всего, её. Однако Ирод опасается убивать Иоанна, так как тот почитаем народом как Мессия. Издалека доносится голос Иоанна, и царь с царицей скрываются во дворце. Появляется Иоанн. Навстречу ему выходит Саломея. Она влюблена в молодого пророка и, не стесняясь, предлагает ему свою любовь. Иоанн стыдит Саломею, заявляя, что отвергает земную любовь.

Действие второе. Картина первая. Царские покои. Ирод продолжает мучиться от неудовлетворенной страсти к Саломее. Его тоску пытаются развеять вавилонские танцовщицы. Но царь безутешен. Появляется Фануил. Он призывает Ирода оставить в покое Саломею и заняться государственными делами. Необходимо укрепить царскую власть, изолировав пророка. Царь соглашается. Он предпочитает казнить Иоанна и других проповедников, но Фануил опасается народных волнений и предлагает только арестовать их. Картина вторая. Площадь перед Иерусалимским храмом. Ирод и Фануил с войском готовятся арестовать Иоанна и проповедников. Народ волнуется. Иродиада настаивает на аресте Иоанна. Обстановка накаляется. В этот момент прибывает римский наместник Вителлий с римлянами. По просьбе первосвященников он возвращает, находившиеся в Риме, святыни храма. Внимание народа переключается. Стражники Ирода вместе с римлянами арестовывают Иоанна.

Действие третье. Картина первая. Покои Фануила. Фануил над магическими картами размышляет о судьбе государства. Входит Иродиада. Она просит у него совета, как вернуть расположение мужа. Фануил советуется со звездами и сообщает Иродиаде, что помочь ей может только давно утраченная дочь. Волхв открывает ей, что Саломея и есть её дочь. Это вызывает у Иродиады взрыв ненависти и ревности, так как она видит увлечение Ирода ею. Картина вторая. Иерусалимский храм. Саломея пришла еще раз признаться в любви Иоанну, который временно содержится в храме. Она взволнована, ей слышится голос, воспевающий неземную любовь. Но в это же время в храме появляется Ирод, желающий привлечь Иоанна на свою сторону. Увидев Саломею, Ирод объясняется ей в любви. Саломея отказывает царю. Разгневанный Ирод клянется отомстить ей. В храм сходятся люди. Они пришли просить Вителлия освободить Иоанна. Входят Ирод, Иродиада, Вителлий и Фануил. Просьбы первосвященников и народа Вителлий переадресовывает Ироду. Ирод склонен освободить Иоанна, если тот будет помогать ему в его политических планах. Иродиада категорически возражает. Она требует казни пророка. Саломея просит сохранить Иоанну жизнь и признается, что любит его. Услышав, что Саломея отвергла его ради Иоанна, Ирод принимает решение заключить пророка в темницу, а затем казнить.

Действие четвертое. Картина первая. Темница. Иоанна не страшит казнь. Он умрет ради идеи. В темницу проникает Саломея. На пороге смерти Иоанн признается, что любит Саломею. Он призывает ее жить, но Саломея обещает умереть вместе с Иоанном. Стражники уводят Иоанна на казнь, а Саломею во дворец, где начался пир. Картина вторая. Большой зал во дворце. Ирод и Вителлий пируют. Их развлекают танцовщицы. Последней должна выступать Саломея. Она входит и умоляет сохранить жизнь Иоанну. Она готова исполнить любые условия царя. Ирод готов уступить. Но в этот момент входит палач с окровавленным мечом – казнь состоялась. Не помня себя, Саломея хватает кинжал и хочет заколоть Ирода и Иродиаду. Царица признается, что она мать Саломеи. Тогда Саломея, проклиная Иродиаду, вонзает кинжал себе в грудь.

 


Формат: FLAC

Скачать материал и Скачать материал 1






Категория: Аудио | Просмотров: 2587 | Добавил(а): Vik
Теги: Опера, Иродиада, Массне, Massenet | Рейтинг: 1.0/10


Вас может заинтересовать:


Всего комментариев: 2

Комментирует Инжир | Дата публикации: 2012 Май 12 в 14:54 |
0

Спасибо! ab fl
Спам

Комментирует Vik | Дата публикации: 2012 Май 12 в 15:19 |
0

Пожалуйста! ab
Спам
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация займет не больше 3 минут. Не работает ссылка? Напишите об этом в форме обратной связи. Не забудьте приложить ссылку на материал.
[ Регистрация | Вход ]
Важное




Читать IntermezzoTwit в Твиттере


Мы ВКонтакте

Профиль

Пятница 2016 Дек 09
16:29

Ваш IP: 54.163.147.69



Яндекс-поиск
Поиск
по заголовкам

по всему сайту
Наша кнопка


Материалы по тегам
Поиск нот
Скачать бесплатно ноты, табы, минусовки, тексты песен, mp3
Поиск бесплатных нот, табов, минусовок, текстов песен и mp3

Copyright: Интермеццо. Интернет-библиотека классической музыки. © 2011 - 2016
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика