~~~


Хотите такие же? Вам сюда!

Категории раздела
Аудио [2973]
Скачать аудиозаписи
Аудио+Видео [50]
Скачать аудио + видео
Видео [3302]
Скачать видеозаписи
Новости [36]
Объявления
Календарь
Архив записей




Главная » 2011 » Август » 11 » Эдуард Направник «Дубровский» (фильм-опера, 1961 - Лемешев, Кудрявцева, Славинский)
14:04
Эдуард Направник «Дубровский» (фильм-опера, 1961 - Лемешев, Кудрявцева, Славинский)


Эдуард Направник
«Дубровский»


Опера в четырех действиях (пяти картинах); либретто Модеста Чайковского по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина.
Первая постановка: Петербург, 15 января 1895 года, Мариинский театр, под управлением автора.

Действующие лица:
Андрей Дубровский (бас), Владимир, его сын (тенор), Кирилл Петрович Троекуров (баритон), Маша, его дочь (сопрано), Князь Верейский (бас), Исправник (баритон), Заседатель (бас), Дефорж, француз (тенор), Шабашкин, приказный (тенор), Егоровна, няня (меццо-сопрано); дворовые Дубровских: Архип (бас), Гришка (тенор), Антон (баритон); Таня, горничная Маши Троекуровой (сопрано), 1-я дама (сопрано), 2-я дама (контральто).
Крепостные Дубровских и Троекурова, гости, приказные, разбойники.

Действие происходит в начале XIX века в средней России.

Кистеневка, усадьба Дубровских. После долгого отсутствия в родительский дом возвращается Владимир. Старик Дубровский, измученный тяжелой болезнью, признается сыну, что не старость его сломила, а людская несправедливость. Его обидел дворовый генерала Троекурова — соседа, с которым он до этого находился в приятельских отношениях. Дубровский потребовал наказать дерзкого холопа, но генерал в ответ лишь посмеялся над его бедностью. Мало того, чтобы показать свою власть, он подкупил судей и собирается отнять у Дубровских имение и крестьян. Владимир клянется отцу отомстить за поруганную честь. Приехавший Троекуров извещает старого Дубровского, что по решению суда Кистеневка ему более не принадлежит. Однако сосед предлагает мир и даже готов просить прощения. Но гордый старик с негодованием отвергает примирение и гонит Троекурова прочь. Это душевное потрясение оказывается для старого Дубровского роковым, и вскоре он умирает. Крестьяне, вернувшиеся с похорон барина, возмущены тем, что из господского дома несутся хмельные песни. Это развлекаются приказные и заседатель, привезшие решение уездного суда. Владимиру Дубровскому с трудом удается предотвратить расправу. Но затем и сам он не выдерживает. Приняв отчаянное решение, Владимир просит вывести из дома всех своих людей и с помощью дворовых поджигает родительский дом.

Маша, дочь Троекурова, вместе с крестьянскими девушками собирает грибы. Ее горничная Таня ради шутки пугает всех именем Дубровского, который, по слухам, стал главарем шайки разбойников. Но Маша не считает его злодеем; она сочувствует Дубровскому, видя в его судьбе тяжелый укор своей семье. Если б ей довелось встретиться с ним, она постаралась бы искупить родительский грех и вернуть Дубровского к честной жизни. Эти слова слышит сам Дубровский, который следил за девушками, собираясь похитить Машу и тем самым отомстить своему врагу. Но теперь он решительно отказывается от своего намерения — в его душе зарождается глубокое чувство. Разбойники подводят к своему предводителю смертельно напуганного француза Дефоржа. Дрожа от страха, он объясняет Дубровскому, что направляется в имение Троекурова в качестве учителя. Счастливая мысль осеняет Владимира. Он забирает у француза документы и дает ему крупную сумму денег с условием, чтобы тот вернулся на родину. Дефорж с радостью соглашается. Простившись со своими товарищами, с которых берет слово не обижать француза, Дубровский спешит в имение Троекурова.

В доме Троекурова Дубровский-Дефорж музицирует с Машей. Урок пения прерывается появлением хозяина с гостем — князем Верейским. Троекуров рассказывает ему о смелом поступке Дефоржа, который, оставшись один на один с медведем, ничуть не испугался и выстрелом из револьвера убил зверя. Рассказ приводит Машу в восхищение. После отъезда гостя Троекуров сообщает дочери, что князь сделал ей предложение. По мнению Троекурова, это блестящая партия; правда, Верейский староват, зато он богат и умен. Маша умоляет отца отказать князю, угрожает убежать из дома в монастырь. Но Троекуров неумолим. Неожиданно в комнату падает камень, обернутый в записку. В ней учитель обещает помощь девушке. В порыве благодарности Маша понимает, что любит Дефоржа.

В парке Троекурова празднуется помолвка Маши и князя Верейского. Появившийся исправник озабочен: получены сведения, что Дубровский скрывается где-то поблизости. Но Троекуров похваляется, что Дубровский ему не страшен. В танцующем с Машей Дефорже исправник подозревает атамана разбойников. И хотя Троекуров пытается его разуверить, тот решает принять меры. Архип извещает Дубровского, что через час они будут окружены. Но Владимир отказывается бежать — он должен повидать Машу. Оставшись с любимой наедине, Дубровский открывает ей свое имя и свои мечты. Маша, преодолев мгновенный испуг, также признается в своем чувстве. Пронзительный свист возвращает влюбленных к действительности — это товарищи Дубровского вновь напоминают об опасности. Владимир пытается скрыться, но бегство не удается — его смертельно ранят. В отчаянии Маша падает на труп возлюбленного.


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Опера «Дубровский» была завершена композитором в 1894 году. Премьера состоялась 3 (15) января следующего года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Дирижировал автор. Вскоре опера была поставлена во многих городах России и в Национальном театре Праги.

В основе оперы — одноименная повесть А. С. Пушкина (1832). Либретто, написанное М. И. Чайковским (1850—1916), незначительно отличается от литературного первоисточника. Так, встреча Владимира Дубровского с Дефоржем происходит в опере не в гостинице для приезжающих, а в лесу, где француза схватывают разбойники. Или: Дубровский открывает Маше свое имя позднее, нежели в повести, — когда узнает, что она должна стать женой князя Верейского. В либретто существенно изменен только конец повести. У Пушкина Владимир после неудавшейся попытки предотвратить брак Марьи Кирилловны с князем Верейским распускает свою шайку и скрывается за границу. В либретто же, тяжело раненный, он умирает на руках Маши. Несколько иначе, по сравнению с повестью, охарактеризованы главные герои. Пушкинская Марья Кирилловна, будучи обвенчанной с князем, просит Дубровского оставить ее в покое. В опере Маша не скована аристократическими предрассудками. Всецело отдавшись своему чувству, она не соглашается выйти замуж за князя и готова ради любимого бросить дом и отца. Образ Дубровского — бесстрашного мстителя, окутанного в повести ореолом гордой и суровой романтики, обрисован в опере в лирически-чуветвительных тонах.


МУЗЫКА

«Дубровский» — лирико-драматическая опера. Хотя она и уступает классическим произведениям русского музыкального театра в жизненном полнокровии, ее прочный успех у слушателей не случаен. Своей популярностью опера обязана выразительности лирики, напевности мелодий, яркой сценичности.

В оркестровом вступлении музыка хоровых эпизодов оперы, скорбная и гневно-протестующая, сопоставлена с элегической мелодией известного романса Дубровского. (Имеется и другой вариант оркестрового вступления, музыка которого вводит в мир лирических чувств Дубровского и Маши.)

Музыкальное развитие в первой картине первого акта ведет от светлых настроений к мрачным. В трио Андрея Дубровского, Владимира и Егоровны «Все радости счастья былого» передано радостное волнение встречи. Эти же чувства воплощены в хоре крестьян «Здравствуй, ты, барин наш», выдержанном в духе величальных песен. Спокойно-задумчивое ариозо старого Дубровского «Кто б верить мог» постепенно проникается душевной болью и гневом; оно завершается полным благородной патетики призывом к отмщению. На мелодии последнего раздела ариозо основан небольшой дуэт Дубровского «Отец, тебе я обещаю». С приездом Троекурова в музыке нарастают тревога и смятение. Заканчивается картина скорбным плачем Егоровны с хором «На кого, отец, покидаешь нас».

Вторая картина представляет собой массовую сцену. Жалобным причитаниям народа «Ох! Схоронили мы» и его возмущенным угрожающим репликам противопоставлена разбитная песенка приказных «Полюби меня, Параша». Горестное раздумье Дубровского — речитатив «Итак, все кончено» сменяется ласково-нежной просветленной мелодией ставшего популярным романса «О, дай мне забвенье, родная», выдержанной в плавном ритме колыбельной. Песня приказных «Ах вы, сени» совершает перелом в чувствах Дубровского. Бурно устремленная музыка его ариозо «Теперь мой дом» завершает картину. Второй акт состоит из двух разделов: первый содержит характеристику Маши, второй — сцену Дефоржа с разбойниками. Романс Маши «В светлом молчанье» овеян мечтательным настроением. За ним следует хор девушек «Посмотрите, барышня», полный наивного простодушия и беспечности. Второй хор девушек, «Ох, не березонька» близок к народным протяжным песням. Мелодия страстно-взволнованного ариозо Маши «О, если б с ним я повстречалась» вновь звучит в ариозо Дубровского «Сейчас еще». В сцене с разбойниками сопоставление хоровых реплик, проникнутых бесшабашной силой, с жалобными фразами Дефоржа создает юмористический эффект. Завершает сцену беззаботная французская песенка Дефоржа. Заключительные фразы Дубровского основаны на мелодии его предыдущего ариозо.

Оркестровое вступление к третьему акту, основанное на страстной мелодии любви, контрастно оттеняет мягкий, изящный по мелодическому рисунку вокализ Маши, родственный песням-романсам начала XIX века. Несколько утонченный по стилю французский романс Дубровского «Никогда не видеть» (иносказательное признание в любви) окрашен в тона задумчивой грусти. Его мелодия повторяется в дуэте Маши и Дубровского, следующем за квартетом «Что с ней». В квартете выражено охватившее Машу и Дубровского волнение любви (другие участники квартета — Троекуров и князь). Сцена Троекурова с дочерью драматична; в партии Маши слышится вначале мольба, затем — отчаянная решимость. Завершается акт пылким восторженным ариозо Маши «Но кто же он».

В четвертом акте праздничной массовой сцене противопоставлена интимно-лирическая, завершаемая драматической развязкой. Торжественный хор гостей и крестьян «Здоровье нареченных!» сменяется русской пляской. После ариозо Троекурова «Я вижу, вы» действие вновь развертывается на фоне танцев — контрданса и полонеза. Поэтичный ноктюрн для струнного оркестра, живописующий спокойный парк лунной ночью, переключает действие в сферу интимных переживаний. В развернутой сцене Маши и Дубровского воплощены различные оттенки чувств от тихой нежности до восторженного упоения счастьем. В начале следующей сцены Дубровский поет мелодию ариозо Маши из второго акта «О, если б с ним я повстречалась» (воскрешая в памяти девушки слова, произнесенные ею в лесу). Диалог Маши и Дубровского «Владимир! Боже мой!» полон горя и отчаяния. Их последний дуэт «Час примиренья» звучит просветленно.

М. Друскин





Действующие лица и исполнители:

Андрей Дубровский - Георгий Дударев
Владимир - Сергей Лемешев
Кирилл Петрович Троекуров - Алексей Иванов
Маша, его дочь - Вера Кудрявцева
Князь Верейский - Павел Макеев
Исправник - Михаил Тюремнов
Заседатель - Владимир Попов
Дефорж, француз - Николай Тимченко
Шабашкин, приказный - Роман Красноюрченко
Егоровна, няня - Анна Васильева
  дворовые Дубровского:
Архип - Евгений Корнеев
Гришка - Иван Зорин
Антон - Леонид Болдин
Таня, горничная Маши Троекуровой - Руслана Орешкина

Хормейстер - Александр Степанов
Балетмейстер - Людмила Юдина

Хор и оркестр Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Дирижер - Петр Славинский

Режиссер - Виталий Головин

Запись 1961 года



Продолжительность 1 час 43 минуты

1. DVDRip - Скачать материал
    avi
    Видео - XviD, 1620 Кбит/с, 704x528
    Аудио - АС3, 6 ch, 384 Кбит/с
    Четырехтомный непрерывный RAR архив (не сжат) = 1.45 Gb
    Без пароля





Категория: Видео | Просмотров: 4091 | Добавил(а): Dirigent
Теги: фильм-опера, Сергей Лемешев, Петр Славинский, Эдуард Направник, Опера | Рейтинг: 1.0/11


Вас может заинтересовать:


Всего комментариев: 3

Комментирует Инжир | Дата публикации: 2011 Авг 11 в 14:13 |
+2

Слов нет ... appl appl appl appl appl appl appl
Спам

Комментирует Dirigent | Дата публикации: 2011 Авг 11 в 14:26 |
+2

ax
Спам

Комментирует mathieum | Дата публикации: 2011 Авг 24 в 08:05 |
+2

Брависсимо!!!!!!!!!!!!!!!!!! appl appl appl appl appl appl appl bq bq bq
Спам
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация займет не больше 3 минут. Не работает ссылка? Напишите об этом в форме обратной связи. Не забудьте приложить ссылку на материал.
[ Регистрация | Вход ]
Важное




Читать IntermezzoTwit в Твиттере


Мы ВКонтакте

Профиль

Вторник 2017 Фев 21
08:14

Ваш IP: 54.197.151.150



Яндекс-поиск
Поиск
по заголовкам

по всему сайту
Наша кнопка


Материалы по тегам
Поиск нот
Скачать бесплатно ноты, табы, минусовки, тексты песен, mp3
Поиск бесплатных нот, табов, минусовок, текстов песен и mp3

Copyright: Интермеццо. Интернет-библиотека классической музыки. © 2011 - 2017
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика