~~~


Хотите такие же? Вам сюда!

Категории раздела
Аудио [2971]
Скачать аудиозаписи
Аудио+Видео [50]
Скачать аудио + видео
Видео [3302]
Скачать видеозаписи
Новости [36]
Объявления
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей




Главная » 2011 » Май » 23 » Петр Ильич Чайковский. Симфония № 6, си минор, соч. 74, "Патетическая"
20:55
Петр Ильич Чайковский. Симфония № 6, си минор, соч. 74, "Патетическая"


Пётр Ильич Чайковский
Симфония № 6, си минор, Op. 74, «Патетическая»
Symphony № 6 in B minor, Op. 74, «Pathetique»

Посвящена В.Л.Давыдову.


Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, ударные, струнные.


Впервые после премьеры Пятой симфонии Чайковский заговорил о новой симфонии, причем "грандиозной", более чем за три года до начала записи эскизов Шестой (письмо к Великому Князю К.К.Романову от 29 октября 1889 г.). Через полтора года после написания письма композитор уже довольно много размышлял о будущей симфонии, ее форме и содержании. Это произошло весной 1891 года и совпало с периодом сложных душевных переживаний у Чайковского, временем сочинения балета "Щелкунчик" и оперы "Иоланта" и решением поехать в гастрольную поездку в Америку.

В марте 1891 года Чайковский писал: "Уж не знаю радоваться или сокрушаться в виду этой поездки. Я согласился на нее главнейшим образом в виду рассеяния от многих крупных неприятностей, обрушившихся на меня в последние месяцы моей жизни. Устои, на которых я стоял и считал неколебимыми, один за другими ломятся, и я очутился совершенно неожиданно на почве весьма шаткой. Все это отвратительно на меня действует. Нужно уехать куда-нибудь подальше, чтобы прийти в себя". Причины душевного состояния Чайковского были связаны с тем, что в Москве в течение зимы совсем не шли в театрах его сочинения, а в Петербурге, в разгар сезона, сняли с репертуара оперу "Пиковая дама" (там же). Настроения композитора омрачали также сомнения в возможности написать хорошую музыку для оперы "Иоланта" и балета "Щелкунчик", заказанных ему Дирекцией Императорских театров: "Меня просто терзало сознание совершенной невозможности хорошо исполнить взятый на себя труд. А перспектива постоянного напряжения и на пути в Америку, и там, и по возвращении стала каким-то грозным, убийственным призраком."

В Париже, перед самой поездкой в Америку, Чайковский пережил еще одно потрясение: из газеты он узнал о смерти своей сестры А.И.Давыдовой. Приняв решение не отменять поездки, он писал: "Я очень страдаю нравственно".

Перед отплытием из Руана в Нью-Йорк, Чайковский приобрел записную книжку. В ней и были сделаны первые наброски для новой симфонии с программными пояснениями. Так над наброском на с.11-12: "Мотив. Зачем? Зачем? Для чего?" Под ним другая помета: "Начало и основная мысль всей симфонии". "Мотив для финала после чего - Зачем? Сначала нет ответа, а потом вдруг торжест<венно>".

Возвращаясь из Америки в Европу на пароходе "Князь Бисмарк", Чайковский в самом начале плавания 10/22 мая сделал запись в дневнике, из которой следует, что его замысел новой симфонии продолжал развиваться: "Хожу <...> по нижней палубе, занимаюсь, читаю. Под занятием разумею эскизы к будущей симфонии". Сохранились три листа с эскизами и набросками, именно о них, очевидно, и шла речь в дневнике композитора. Эти листы были вырваны Чайковским из тетради, которая была с ним в поездке, и в которой затем была продолжена работа над эскизами оперы "Иоланта" и балета "Щелкунчик". Один из листов имеет помету с той же датой, что и запись в дневнике: "22/10 мая 91 г. В океане". На других листах записаны наброски с программными пояснениями и обозначением всего комплекса тем: "Скиццы симфонии Жизнь".

Программа симфонии "Жизнь" по сравнению с записями в записной книжке уже более детально характеризует концепцию будущего симфонического цикла: "Дальнейшее суть скиццы к симфон<ии> Ж и з н ь! Первая часть - все порыв, уверенность, жажда деятельности. Должна быть краткая (финал с м е р т ь - результат разрушения) (2 часть любовь; 3 разочарование; 4 кончается замиранием (тоже краткая)"; "Жизнь. 1) Юность"; "II) препятствия! Вздор!"; "Сoda. В п е р е д ! вперед!" 6 апреля 1892 г. Чайковский писал А.И.Зилоти: "<...> Я уже помышляю о новом большом сочинении, то есть о симфонии с тайной программой". Заметим, что в феврале 1893 года о Шестой симфонии Чайковский также писал как о симфонии с тайной программой.

В мае 1892 года композитор сообщил разным корреспондентам о своей работе над симфонией Es-dur. Закончить эскизы он намеревался в августе. Однако работа затянулась: лишь в октябре были завершены эскизы и начата партитура. Вскоре последовал отказ от симфонии Es-dur, а через два месяца начата работа над эскизами Шестой симфонии. После написания партитуры Шестой симфонии из I части незавершенной симфонии Es-dur Чайковский сделал Третий концерт для фортепиано с оркестром. После кончины композитора С.И.Танеев из других, оставшихся в эскизах частей симфонии подготовил и издал еще одно произведение для фортепиано с оркестром - "Andante e Finale", присвоив ему посмертный ор.79.


О переходе от концепции симфонии Es-dur к замыслу Шестой симфонии прямых документальных свидетельств не обнаружено. Однако некоторые обстоятельства жизни и творчества Чайковского в период с конца сентября (по старому стилю) - начала октября (по новому стилю) 1892 по февраль 1893 годов дают возможность объяснить причины случившегося. Они составляют круг факторов, определивших причины отказа от симфонии Es-dur и формировавших непосредственно концепцию Шестой симфонии. На их фоне и при их воздействии протекали эти два процесса. Конец сентября - начало октября 1892 года Чайковский встретил в Иттере (Австрия) в замке пианистки С.Ментер. Сюда он приехал из Вены, где намеревался взять реванш в последней "непокоренной" им европейской музыкальной столице. Его намерениям не было суждено осуществиться. Оказалось, что концерт предполагался в ресторане. Узнав об этом, Чайковский от концерта отказался и уехал в Иттер. В письме к брату он писал: "И на какой черт я принимаю эти заграничные предложения? Одна тоска и мука. <...> Приехали в замок в 9 часов утра. Здесь великолепно, божественно хорошо, и я рад, что так поступил. <...> по живописности это место просто обворожительно. Тишина, невозмутимый мир <...>".

Из Иттера Чайковский направился в Прагу через Зальцбург - "остановлюсь ради Моцартеума" (там же, с.169). Для Чайковского произошло еще одно важное событие: посещение родины его музыкального кумира. Прямых документальных источников об этом посещении не обнаружено. Лишь в библиотеке композитора сохранились путеводитель по Зальцбургу, подарочные издания Моцартеума. Однако тогда, осенью 1892 года Моцарт, его судьба, его Реквием, вполне вероятно, всколыхнули трагические настроения Чайковского на пути к его собственной "Патетической". Известно ведь, что он свою Шестую мыслил как родственную настроениям реквиема. Так, в ответ на предложение К.К.Романова написать музыку на стихотворение А.Н.Апухтина "Реквием", Чайковский отвечал: "Общее настроение этой пьесы, конечно, подлежит музыкальному воспроизведению, и настроениям этим в значительной степени проникнута моя последняя симфония (особенно финал)".

В творчестве композитора 1893 года можно найти также и прямые отголоски этого события и многодесятилетнего поклонения Моцарту: через несколько месяцев после посещения Зальцбурга, в период работы над эскизами Шестой симфонии, Чайковский сочинил вокальный квартет "Ночь" (слова самого Чайковского) на темы из фантазии c- moll В.А.Моцарта.

В начале октября после огромного успеха на премьере "Пиковой дамы" в Праге, Чайковский вернулся в Клин, завершил, по собственному признанию, эскизы симфонии Es-dur и приступил к ее инструментовке. В конце же октября он уехал в Петербург, где началась подготовка премьеры "Иоланты" и "Щелкунчика". Больше к работе над симфонией Es-dur Чайковский не возвращался вплоть до момента, когда занялся переделкой ее музыкального материала в Третий фортепианный концерт. Но это было уже после завершения партитуры Шестой симфонии, то есть летом 1893 года.

Через несколько дней после премьеры оперы и балета на Чайковского обрушился шквал отрицательных отзывов петербургских газет. Он, по собственному признанию, уже не раз переживал подобные ситуации, однако своей душевной подавленности от происшедшего скрыть не мог: "Меня эта брань, повторяю, не огорчает, но тем не менее я все эти дни находился в отвратительном состоянии духа, как всегда, в подобных случаях. Когда живешь поглощенный ожиданием чего-то важного, то после наступления ожидаемого является какая-то апатия, отвращение к труду и ощущение какой-то пустоты и тщеты всех наших стремлений".

Неделю спустя, уехав в Европу, Чайковский написал свое известное письмо об отказе от симфонии Es-dur: "Решил выбросить ее и забыть о ней. Решение это бесповоротно, и прекрасно, что оно мной принято. Но не следует ли из этого, что я вообще выдохся и иссяк?" В эти же дни состоялась поездка композитора в Монбельяр к своей воспитательнице Ф.Дюрбах. Она жила в их семье в Воткинске, в самую счастливую пору его жизни. Ф.Дюрбах более сорока лет хранила память о своих воспитанниках, сберегла даже детские тетради Чайковского и других детей. Поездка в Монбельяр была важнейшим эпизодом биографии Чайковского накануне начала сочинения им Шестой симфонии. Именно в эти дни и родилась мысль о Шестой симфонии, как свидетельствовал чуть позже сам композитор в письме В.Л.Давыдову от 11 февраля 1893 года. О пережитом в эти дни композитор писал своему старшему брату Н.И.Чайковскому: "По временам я до того переносился в это далекое прошлое, что делалось как-то жутко и в то же время сладко и все время мы оба удерживались от слез".

В отличие от предшествующих симфоний, Шестую Чайковский сочинял как бы в тайне от своих друзей и родных. Примечательно, что лишь в четырех письмах, из числа написанных за время сочинения эскизов Шестой симфонии, речь заходит о работе над симфонией. Письмо Чайковского от 11 февраля к В.Л.Давыдову - важнейший документ истории работы композитора над эскизами Шестой симфонии. В нем композитор рассказал о своем замысле, о симфонии с тайной программой, о необычном медленном финале. Однако письмо Чайковского осталось без ответа. Ни В.Л.Давыдов, которому оно адресовано, ни М.И.Чайковский, которому композитор позволил открыть свою тайну, не прореагировали, судя по сохранившейся переписке, на известие о работе над новой симфонией.

На первой странице рукописи эскизов Чайковский написал перед началом изложения 1 части симфонии: "Господи, благослави!". Позже поверх этой надписи лег нотный текст, дописанный композитором поверх уже сделанного. На последней рукописи эскизов другая надпись: "Господи, благодарю тебя! Сегодня 24 Марта кончил черновые эскизы вполне!!!!"

Многое из того, что Чайковский рассказал о концепции Шестой в письме к В.Л.Давыдову, перекликается с его же словами в программных пояснениях к тематизму в записной книжке N 11 и на листах, сделанных весной 1891 года. Замечание в письме от 11 февраля 1893 года о субъективности программы можно истолковать как ее непосредственную связь с внутренним миром композитора и событиями его жизни. Завершилась работа над эскизами Шестой в марте 1893 г. Эту последнюю "порцию" эскизов Чайковский сочинил после возвращения 1 марта из Харькова, после успешных концертов и приятных встреч с друзьями, коллегами, почитателями. На следующий день после своего возвращения, Чайковский написал целых пять писем (и это в разгар напряженной работы!) и лишь в одном из них, словно случайно, обмолвился о своей новой симфонии: "Эти дни я займусь доканчиванием скиццев к финалу и скерцо новой симфонии."

Шестая симфония написана Чайковским в эскизах в феврале - марте 1893 года в Клину. Там же летом он инструментовал ее. Завершив работу, Чайковский писал: "В симфонию эту я вложил без преувеличения всю свою душу." Он также называл ее наилучшей и наиискреннейшей из своих произведений. Чайковский для первого исполнения предложил Шестую симфонию в концерт Петербургского отделения Русского Музыкального Общества, который открывал сезон 1893-1894 годов. Дирижировать должен был он сам. Так все и состоялось. Чайковский продирижировал Шестой симфонией 16 октября 1893 года в Петербурге, где всего через несколько дней скончался. Критики и слушатели не оценили симфонию по достоинству, а точнее - совершенно не поняли её. Безусловно, что это стало сильнейшим потрясением для композитора, который считал это произведение одним из самых главных своих сочинений. Второй раз симфония прозвучала под управлением Э.Ф.Направника уже в концерте памяти Чайковского. Имела грандиозный успех. Позже она вошла в репертуар всех выдающихся дирижеров XX века.

П. Е. Вайдман (Сайт о П.И.Чайковском)


Symphony №6 in b-moll op. 74 "Pathetique"
I. Adagio. Allegro non troppo
II. Allegro con grazia
III. Allegro molto vivace
IV. Finale. Adagio lamentoso


Предлагаем ознакомиться со следующими исполнениями Шестой симфонии Петра Ильича Чайковского:

Мюнхенский Филармонический оркестр
Серджиу Челибидаке
1992 год
mp3 - 320 - RAR - 101 Mb

Берлинский филармонический оркестр
Герберт фон Караян
1976 г.
mp3 - 320 - RAR - 103 Mb

Академический Симфонический оркестр Санкт-Петербургской Государственной филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Александр Титов
1993 г.
mp3 - VBR - RAR - 59 Mb

Симфонический оркестр Государственного Академического Большого театра Союза ССР
Александр Мелик-Пашаев
1956 г.
mp3 - 320 - RAR - 83 Mb


Каждое исполнение в отдельном архиве.






Категория: Аудио | Просмотров: 5879 | Добавил(а): Dirigent
Теги: Серджиу Челибидаке, Патетическая, Александр Мелик-Пашаев, Титов, Петр Чайковский, Герберт фон Караян | Рейтинг: 1.0/8


Вас может заинтересовать:


Всего комментариев: 4

Комментирует piano70 | Дата публикации: 2011 Май 23 в 20:37 |
+2

По просьбе ув. Dirigent добавляю несколько исполнений.
Все записи очень хороши и достойны, каждая уникальна и прекрасна чем-то своим.

http://mshare.ru/737144548

Леонард Бернстайн
.
Ньй-Йоркский филармонический оркестр, 1986

Игорь Маркевич.

Симфонический Оркестр NHK (Токио), 1983

Эдуард Серов
Волгоградский Академический симфонический оркестр, 1993

Альберт Коутс
National Symphony Orchestra, 1945

Форматы: lossless/mp3-320 на выбор, кроме Альберта Коутса (mp3-192)

Спам

Комментирует Dirigent | Дата публикации: 2011 Май 23 в 20:47 |
+2

Огромное СПАСИБО!!!
bi bi bi bi bi
Добавил и поднял пост
Спам

Комментирует pe3n | Дата публикации: 2011 Май 24 в 10:31 |
+1

Спасибо! bi
Спам

Комментирует Dirigent | Дата публикации: 2011 Май 24 в 11:39 |
0

На доброе здоровье! ab
Спам
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация займет не больше 3 минут. Не работает ссылка? Напишите об этом в форме обратной связи. Не забудьте приложить ссылку на материал.
[ Регистрация | Вход ]
Важное




Читать IntermezzoTwit в Твиттере


Мы ВКонтакте

Профиль

Понедельник 2017 Фев 20
11:39

Ваш IP: 54.159.209.32



Яндекс-поиск
Поиск
по заголовкам

по всему сайту
Наша кнопка


Материалы по тегам
Поиск нот
Скачать бесплатно ноты, табы, минусовки, тексты песен, mp3
Поиск бесплатных нот, табов, минусовок, текстов песен и mp3

Copyright: Интермеццо. Интернет-библиотека классической музыки. © 2011 - 2017
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика