~~~


Хотите такие же? Вам сюда!

Другое измерение: НОВОЕ
Архив записей




Духовная музыка / Sacred music

Главная » ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / SACRED MUSIC » Видео

И.С. Бах «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, BWV 244

И.С. Бах «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, BWV 244

В XVIII веке среди церковной музыки был очень популярен жанр страстей (или пассион). Они представляли собой речитативное чтение определенных частей Евангелий в сопровождении инструментальной и хоровой музыки. Наиболее масштабное из таких произведений – «Страсти по Матфею» великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

«Страсти по Матфею» Баха – произведение для солистов, двух хоров и двух оркестров на либретто Х.Ф. Генрици. Создавалось оно в течение двух лет (1727 – 1729 гг) для того, чтобы исполняться в пятницу Страстной Недели в церквях Лейпцига. «Страсти» состоят из 78 музыкальных номеров: речитативов, арий, хоралов и хоров. В общей сложности они звучат порядка трех часов. Изначально произведение исполнялось в церквях, но сегодня его чаще можно встретить в программах концертов.
Суть и тема «Страстей» - страдания Христа (именно эта часть Евангелия от Матфея – 26 и 27 главы - служит основой для сюжета произведения). Гениальная музыка Баха затрагивает самые тонкие струны души и заставляет искренне сопереживать, и радоваться предстоящему воскрешению Христа. Как известно, Бах служил кантором, он исполнял «Страсти по Матфею» более двадцати раз в двух церквях Лейпцига.
В структуру «Страстей» входят речитативы (собственно евангельский текст), но чувства и эмоции героев передаются и посредством арий (лирических монологов), хоров и хоралов, текст для которых был написан автором либретто. В произведении участвуют несколько действующих лиц: Евангелист (речитативы), Иисус, Иуда, Петр, два первосвященника, Понтий Пилат, его жена, свидетели и служанки. Гениальная находка Баха – в том, что Иисус всегда сопровождается струнным квартетом, исполняющим долгие растянутые высокие ноты, что создает ощущение нимба. Этот эффект музыковеды часто так и называют – звуковой нимб Иисуса. Он исчезает только на кресте, когда Христос спрашивает «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» - это символизирует временную смерть Иисуса.
После того, как сам Бах перестал исполнять «Страсти по Матфею», они на некоторое время были забыты. Лишь в 1829 году Феликс Мендельсон в Берлине исполнил сокращенную версию этого гениального произведения. Выступление вызвало настоящий триумф, и началось возрождение «Страстей по Матфею».


Одно из самых масштабных и грандиозных произведений Баха – оратория «Страсти по Матфею» прозвучала в Москве в исполнении Мюнхенского баховского хора. Этот коллектив – один из лучших интерпретаторов музыки немецкого композитора. И именно «Страсти», исполненные в 1955 году, стали тем произведением, которое превратило любительский ансамбль, пропагандировавший старинную музыку, в Баховский хор.
Часто приезжающий в Россию немецкий дирижер Хансйорг Альбрехт на этот раз приготовил эксклюзив. Из Германии привез один из старейших коллективов - Мюнхенский баховский хор. В их исполнении «Страсти по Матфею» всегда звучат аутентично – в этом деле они эксперты.
«Во времена Баха "Страсти по Матфею" исполняли два оркестра, два хора и два органа. Тогда это решение считалось новаторским. Со временем сложную задачу стали упрощать – Мендельсон переработал произведение – что-то сократил, что-то изменил. Но мы исполняем так, как написал Бах», - рассказал дирижер Хансйорг Альбрехт.
Альбрехт то дирижирует, то играет на клавесине, то управляет оркестром из-за клавесина – в точности, как дирижер эпохи барокко. К большому органу Зала Чайковского на вечер добавился еще один – поменьше. За главным инструментом – органный гуру Александр Фисейский.
«Почти вся органная литература до XIX века писалась для исполнения на богослужениях. Поэтому содержание этой музыки глубоко религиозно. И то, что мы исполняем религиозные произведения в концертных залах, ни в коей мере не меняет характер этой музыки и отношение к этой музыке исполнителей», - считает органист, заслуженный артист России Александр Фисейский.
Изначально «Страсти по Матфею» предназначались для исполнения в Страстную пятницу в церкви. Эта пасхальная оратория рассказывает о последних трех днях жизни Иисуса: предательстве Иуды, приговоре Понтия Пилата и страдании Христа.
«Во время исполнения главное – вера и искренность. Нужно каждой клеточкой кожи чувствовать то, что тогда произошло. Быть там вместе с людьми, провожающими его на Голгофу», - делится певец Тило Дальман.
В Москве аутентичное исполнение баховских «Страстей» впервые услышали всего десять лет назад. Да и в мире это редкое событие – на одной сцене собрать два хора, два оркестра, два органа, вокалистов, чтобы звучало так, как XVIII веке.
(Телеканал "Культура")



МЮНХЕНСКИЙ БАХОВСКИЙ ХОР

Государственный академический камерный оркестр России
(Худ. руководитель - Алексей Уткин)
Дирижер - Ханс Йорг Альбрехт (Германия)

Солисты:

Аня Цюгнер (сопрано, Германия)
Беттина Ранх (меццо-сопрано, Германия)
Джеймс Эллиотт (тенор, Великобритания)
Мартин Платц (тенор, Германия)
Андреас Буркхарт (баритон, Германия)
Тило Дальман (бас-баритон, Германия)

Партия органа - з.а. РФ  Александр Фисейский


Мюнхенский Баховский хор был основан в начале 1950-х годов в столице Баварии, первоначально назывался «Кружок Генриха Шютца» и пропагандировал старинную музыку. В 1954 году ансамбль был преобразован в профессиональный хор и получил своё нынешнее название. Почти одновременно с хором был образован Мюнхенский Баховский оркестр. Оба коллектива возглавил молодой дирижёр и органист, выпускник Лейпцигской консерватории Карл Рихтер. Главной задачей он считал популяризацию музыки Баха. Только в течение 1955 года были исполнены «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», Месса си-минор, Рождественская оратория, 18 церковных кантат, мотеты, органная и камерная музыка композитора. Репертуар хора постепенно обогащался музыкой старых мастеров, произведениями романтиков (Брамса, Брукнера, Регера) и сочинениями композиторов ХХ века (Х. Дистлера, Э. Пеппинга, З. Кодая, Г. Каминского). С 1956 года хор и маэстро Карл Рихтер регулярно принимали участие в баховском фестивале в Ансбахе, являвшемся в то время местом встречи музыкальной элиты со всего мира. Благодаря успешным выступлениям, которые транслировались по радио, об ансамбле узнали за рубежом. Вскоре последовали первые гастроли хора во Францию и Италию. 1958 год ознаменовался началом 20-летнего сотрудничества со звукозаписывающей фирмой Deutsche Grammophon. С середины 60-х годов начилась активная гастрольная деятельность коллектива по странам Европы, а также в США и Японии. В 1968 и 1970 годах хор побывал в Советском Союзе. В 1964 году Карл Рихтер основал баховский фестиваль в Мюнхене, к участию в котором приглашались музыканты самых разных направлений. Так, в 1971 году на фестивале выступили известные мастера аутентичного исполнительства — Николаус Арнонкур и Густав Леонхардт.



***************************************

mр4,  2,55 Гб
2 часа 47 минут
Пароль: intermezzo
Категория: Видео | Добавил(а): Инжир | Теги: страсти по Матфею, Бах
· 2016 Мар 14, 21:56
Просмотров: 1055 | Загрузок: 146 | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация займет не больше 3 минут. Не работает ссылка? Напишите об этом в форме обратной связи. Не забудьте приложить ссылку на материал.
[ Регистрация | Вход ]
Важное




Читать IntermezzoTwit в Твиттере


Мы ВКонтакте

Профиль

Воскресенье 2016 Дек 04
04:53

Ваш IP: 54.158.83.210



Яндекс-поиск
Поиск
по заголовкам

по всему сайту
Наша кнопка


Материалы по тегам
Поиск нот
Скачать бесплатно ноты, табы, минусовки, тексты песен, mp3
Поиск бесплатных нот, табов, минусовок, текстов песен и mp3

Copyright: Интермеццо. Интернет-библиотека классической музыки. © 2011 - 2016
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика